Ладно, ладно! Попытаюсь объяснить про кролика.
В июне 1843 года на аукционе Сотби в Лондоне Прусский королевский музей приобрел несколько произведений древнеегипетского искусства. В том числе папирус, который ныне хранится в Берлинском музее под номером 3024. Этот папирус содержит текст, условно озаглавленный «Беседа разочарованного со своей душой». В некоторых переводах - «спор» со своей душой, а в некоторых вариантах - беседа со своим «Ба». Это не оригинальный текст, а копия с другого источника, датируемая XX/XIX веком до нашей эры.
«Беседа» написана в форме диалога, и, по мнению некоторых литературоведов, структурой и художественными приемами напоминает погребальные плачи, традиционные для древних египтян.
Текст пестрит ошибками писца, непонятными словами, из-за состояния самого папируса в тексте часто возникают пропуски. Именно поэтому существует огромное количество интерпретаций, переводов и трактовок данного свитка.
И тем не менее, не смотря на многообразие вариантов прочтения, основная концепция этого текста такова: в 24 песнях (еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет о произведении, созданном пару тысячелетий назад) человек жалуется своей душе на одиночество и (внимание!) падение нравов его современников:
С кем говорить мне сегодня?
Примирились со злом.
(И из-за) этого добром пренебрегают
повсюду.
С кем говорить мне сегодня?
Отчаялся человек из-за поступков своих злых.
Но у всех вызывают лишь смех
его ужасные злодеяния.
Цитирую по переводу Марии Эндель.
То есть более чем за два тысячелетия до нашего времени, человек задавался теми же вопросами, что и мы сегодня и находил ситуацию примерно настолько же удручающей. Почему-то эта мысль внушает мне оптимизм и веру в человечество. Ну, раз уж мы за два тысячелетия не скатились в полный мрак и тьму, наверное, навряд ли нам это светит и дальше. В конце концов, стабильность - признак мастерства. Тут, конечно, можно мне возразить, что все зависит от того, что называть «мраком и тьмой», но на мой взгляд, это будет не более, чем казуистика. Вряд ли сейчас дела хуже, чем в древнем Египте.
Еще хочу отметить, что это произведение - сильнейший пример экзистенциального кризиса, переживаемого личностью. Вопрошающий поднимает важные и глубокие философские вопросы, а его «Ба» дает мудрые и действительно утешающие ответы. И все это - порождение мысли людей, которые ходили по земле задолго до того, как появилось само понятие «философии».
Одним словом, я в восторге от этой штуки.
«Беседа» написана в форме диалога, и, по мнению некоторых литературоведов, структурой и художественными приемами напоминает погребальные плачи, традиционные для древних египтян.
Текст пестрит ошибками писца, непонятными словами, из-за состояния самого папируса в тексте часто возникают пропуски. Именно поэтому существует огромное количество интерпретаций, переводов и трактовок данного свитка.
И тем не менее, не смотря на многообразие вариантов прочтения, основная концепция этого текста такова: в 24 песнях (еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет о произведении, созданном пару тысячелетий назад) человек жалуется своей душе на одиночество и (внимание!) падение нравов его современников:
С кем говорить мне сегодня?
Примирились со злом.
(И из-за) этого добром пренебрегают
повсюду.
С кем говорить мне сегодня?
Отчаялся человек из-за поступков своих злых.
Но у всех вызывают лишь смех
его ужасные злодеяния.
Цитирую по переводу Марии Эндель.
То есть более чем за два тысячелетия до нашего времени, человек задавался теми же вопросами, что и мы сегодня и находил ситуацию примерно настолько же удручающей. Почему-то эта мысль внушает мне оптимизм и веру в человечество. Ну, раз уж мы за два тысячелетия не скатились в полный мрак и тьму, наверное, навряд ли нам это светит и дальше. В конце концов, стабильность - признак мастерства. Тут, конечно, можно мне возразить, что все зависит от того, что называть «мраком и тьмой», но на мой взгляд, это будет не более, чем казуистика. Вряд ли сейчас дела хуже, чем в древнем Египте.
Еще хочу отметить, что это произведение - сильнейший пример экзистенциального кризиса, переживаемого личностью. Вопрошающий поднимает важные и глубокие философские вопросы, а его «Ба» дает мудрые и действительно утешающие ответы. И все это - порождение мысли людей, которые ходили по земле задолго до того, как появилось само понятие «философии».
Одним словом, я в восторге от этой штуки.
само собой. ))