Ладно, ладно! Попытаюсь объяснить про кролика.


Про эту картину сказано уже так много, что кажется почти неприличным говорить что-то еще. И все же, открывая для себя новые детали этого полотна, я, как это часто со мной бывает от восхищения, не могу молчать.
Очень долгое время я была убеждена, что картина называется «Инфанта». Логичное предположение, с учетом того, что центральным персонажем является юная инфанта Маргарита, которой на момент создания картины было всего пять лет. Однако нет. Что же такое эти загадочные менины, которые затмили саму инфанту и дали название полотну? Оказывается, это испанское название фрейлин. И это одчеркивает неформальный настрой картины.
Одна из фрейлин протягивает своей принцессе терракотовый кувшинчик, однако ребенок с несвойственным его возрасту безразличием протягивает руку к напитку — уже сейчас проступает царственность будущей королевы. Кстати, то, что фрейлина низко присела, подавая кувшин — часть придворного этикета. Только так разрешалось подносить угощение членам королевской четы, и удостаивались этой чести только избранные.
Справа изображена карлица Мари Барбола, любимица испанского двора. Карликов держали для ощущения собственного превосходства и на картине своим уродством и черным платьем Мари оттеняет красоту принцессы. Рядом мы видим изображение шута Николасито, который наступает на сонного пса — по видимому, позирование идет уже долго.
Вторая фрейлина склонилась в ожидании приказаний принцессы, а позади нее ведут беседу монахиня и священник. Как известно, Испания славилась свои рьяным католицизмом и присутствие этих персонажей на картине является напоминанием о силе церковного влияния.
Но давайте вернемся к инфанте. Картина была написана в 1656 году и ее второе название «Семья Филиппа IV». Сейчас полотно представлено в музее Прадо в Мадриде. Брак королевской четы нельзя было назвать счастливым — Филипп был старше своей супруги Марианны Австрийской на тридцать лет и к тому же являлся ее дядей. Поэтому то, что инфанта родилась здоровым и полноценным ребенком — вселяет надежду на будущего наследника. Художник подчеркивает это, выделяя фигуру ребенка лучами дневного света из окна в боковой стене и из источника света не изображенного на картине и, по всей видимости, находящегося со стороны зрителя. Действие происходит в мастерской художника и юная принцесса словно только что вошла в комнату и смотрит на своих венценосных родителей.
Обратим внимание на зеркало в глубине комнаты — там мы можем увидеть отражения Филиппа и Марианны. Это единственное совместное изображение царской четы в творчестве Веласкеса. В дверном проеме около зеркала изображен дворецкий Хосе Ньето, который отвечал за ежедневный распорядок придворной жизни. Его фигура словно замыкает композицию картины. В соответствии со своей должностью, он указывает на отражения короля и королевы — нельзя, чтобы они остались незамеченными. Здесь я хочу обратить внимание на почти пустой потолок, который занимает большую часть полотна. Пустые крюки для подвески люстр тоже подводят взгляд зрителя к глубине картины, к зеркалу с отражением королевской четы.
И наконец перейдем к фигуре самого художника. Он изображен слева, за мольбертом, и его взгляд обращен прямо на зрителя, хотя, разумеется, на самом деле он смотрит на своих моделей. Богатый костюм выдает в художнике придворного. И при всей строгости придворного этикета, его поза достаточно расслабленна, а взгляд пристальный — это говорит об особенно приеме при дворе. Веласкес был придворным художником испанского короля и на его груди мы можем увидеть красный крест — знак ордена Сант-Яго. По легенде, этот крест был нарисован рукой самого короля через три года после окончания картины — в 1659 году он произвел Веласкеса в рыцари ордена. Художник был большим почитателем таланта Рубенса, и на дальней стене мы можем увидеть картину, которая явно отсылает нас к «Афина и Арахна» Рубенса.
Картина породила множество повторений и интерпретаций. Самый известный пример: в 1957 году Пикассо создал 58 вариаций на тему этого полотна.

@темы: Клуб юного натуралиста, Пикспам

Комментарии
03.06.2015 в 23:11

~консультант с большими белыми крыльями~
Спасибо большое за этот пост!
04.06.2015 в 03:35

Ладно, ладно! Попытаюсь объяснить про кролика.
кошка Шредингера,
пожалуйста. )
08.07.2015 в 07:36

Искатель @сокровищ
Можно процитировать?
08.07.2015 в 16:22

Ладно, ладно! Попытаюсь объяснить про кролика.
Diary best,
да, конечно.
09.07.2015 в 21:31

Улыбайся. Не рычи, когда улыбаешься.| Цифроплет и бумагомаратель
спасибо за интересность)
09.07.2015 в 23:50

Ладно, ладно! Попытаюсь объяснить про кролика.
Lere_Erkham,
пожалуйста. )