Ладно, ладно! Попытаюсь объяснить про кролика.
Был в моей жизни этап, когда я отбегала энное количество собеседований. И в ходе этих собеседований я насмотрелась на очень разных людей, которые мнили себе как минимум начальниками, а то и директорами как правило, не очень понятно чего. И вели они себя все так, как будто были вице-президентами, если не хозяевами «Самсунга», «Нокии» или другого мирового гиганта. И я должна была чуть ли не ноги им целовать за возможность работать на их контору. Чего стоил один только стандартный набор дибильных анкетных вопросов, апогеем которого я считаю «как вы думаете, чем вы можете быть полезны нашей фирме». Мне всегда очень хотелось ответить: я обещаю надираться на каждом корпоративе и орать в караоке «Владимирский централ», поверьте, я делаю это неподражаемо. Поначалу меня это удивляло, потом злило, потом я просто смирилась. Но вот до сих пор не могу понять, откуда у всех этих представителей малого, если не сказать крохотного «бизнеса» такая тяга к «корпоративной культуре»? Точнее, к тому извращению, которое они насаждают вместо нее? Ну как им не понять, что у среднестатистического работника общественное может быть исключительно «бессознательное», а уж никак не «сознательное». Если смотреть в суть вещей, то все эти идеи имеют под собой более чем резонные, выверенные годами принципы. Понятное дело, что в приятном дружном коллективе, при хороших отношениях с начальством работать намного лучше и следовательно, результат выше. Только вот мы не японцы, которых с детства учат знать свое место и при необходимости отдать жизнь за свой стол и кактус слева от монитора. И методом навязывания и системы штрафов никаких результатов на этом поприще не достичь. Нельзя запротоколировать человеческие отношения. Стойкое ощущение, что за стандартные меньше чем триста пятьдесят долларов в месяц, все хотят получить вышколенную шавку, которая разве что тапочки в зубах «боссу» приносить не будет. И вот сидит такой дяденька, решивший, что раз у него есть несколько арендованных квадратных метров, три стола и кабинет, значит, он большой начальник. И вот (что намного хуже) прочитал такой дяденька пару книжек написанных горе-экспертами и решил сделать свой бизнес «на уровне». И понеслась душа в рай. Что значит «штраф за неправильный ответ на вопрос клиента»? Чисто физически нереально запомнить пятнадцать прайс-листов, которые меняются каждые три дня со складским шифром каждого товара. Что значит «приходить на работу на полчаса раньше для проведения совместного тренинга»? Вы фирма или секта, которая начинает рабочий день с поклонения офисным богам? Что значит «не отходить от прилавка дальше, чем на столько-то метров»? Может, еще буйки поставим? И вот таких идиотичных пунктов всегда наберется минимум штуки три почти в каждом контракте.
Основная проблема заключается в том, что все эти «начальники» совершенно не понимают уровня и класса своего заведения/бизнеса/дела. Или понимают, но как-то извращенно. Самый простой пример тут- должность официанта. Да, есть рестораны экстра-класса, где весь персонал вышколен, двигается бесшумно, ошибок не совершает и помнит наизусть состав любого блюда в меню. Но и ходят такие официанты в шелковых рубашках, с серебряными подносами и в накрахмаленных передниках. И меню в этих заведениях не «оливье-борщ-пельмени». И получают они столько, что можно и спину держать прямо и ходить на цыпочках за такие деньги. А вот требовать того же самого от семнадцатилетней девочки в забегаловке среднего пошиба за те копейки, которые она получает- это просто нелепо. Еще «классика жанра» это дресс-код. Ну как на полном серьезе можно требовать от секретарши, чтобы она ходила на шпильках и в идеально белой блузке, если твой офис находится на пятом этаже заводского здания, без лифта, с выщербленными лестницами и пылью вокруг? А ведь требуют. Потому что «так положено». Так в книжках написано и в кино показано. И хоть об стену бейся, но до твоего начальника не дойдет, что и он не «Бриони» носит и офис у него не на Манхэттане. И вот за всю эту показуху тебе платить своими нервами, поломанными ногами и болящей спиной. А получать все равно будешь прожиточный минимум в лучшем случае с премией. Но все это не было бы так страшно и может, даже стало бы вполне терпимым, если бы не форма изложения претензий. В сфере обслуживания- это просто финиш. Над тобой стоит менеджер, которая сама прошла через все эти круги ада, чтобы получить повышение, и теперь, само собой, она будет по полной отрываться на тебе. «Дедовщина»- краеугольный камень межкарьерных отношений в этой стране. Чем ты выше, тем сильнее твои экзекуторские наклонности. Да даже если ты напрямую работаешь с непосредственным начальством, можно не обольщаться, что тебе вежливо укажут на ошибки. Наорут, разнесут в пух и прах, расскажут какой ты недоумок, а потом потащат на тренинг по «укреплению взаимопонимания в коллективе». И это- 99% работодателей. У которых совершенно нет уважения к работнику. Которые относятся к своим сотрудникам, как к стаду, расходному материалу. За счет которого можно самоутверждаться и пару раз в год затыкать его бесплатным алкоголем, чтобы не сильно возмущались. И это нор-ма. Такое отношение- стандарт, нечто общепринятое. И вся лицемерность «ах, наша корпоративная политика; ах, наш кодекс поведения» только усугубляют ситуацию. Не понимаю. Вот правда. То ли «предприниматели» среднего пошиба у нас такие непроходимо тупые, то ли их надуманная власть им так мозги туманит.
Конечно, не все так мрачно. Есть и нормальные, адекватные люди, и компании, которые с уважением относятся не только к ведущим специалистам, но и к самому низшему звену менеджеров. Но по сравнению с этой ордой необразованных, неграмотных руководителей их чудовищно мало. И от этого становится очень грустно. Потому что проблема уважительного отношения к работнику в конце концов сводится к проблеме уважительного отношения к человеческой личности. А это уже проблема не менеджмента, а общего культурного уровня страны.
Основная проблема заключается в том, что все эти «начальники» совершенно не понимают уровня и класса своего заведения/бизнеса/дела. Или понимают, но как-то извращенно. Самый простой пример тут- должность официанта. Да, есть рестораны экстра-класса, где весь персонал вышколен, двигается бесшумно, ошибок не совершает и помнит наизусть состав любого блюда в меню. Но и ходят такие официанты в шелковых рубашках, с серебряными подносами и в накрахмаленных передниках. И меню в этих заведениях не «оливье-борщ-пельмени». И получают они столько, что можно и спину держать прямо и ходить на цыпочках за такие деньги. А вот требовать того же самого от семнадцатилетней девочки в забегаловке среднего пошиба за те копейки, которые она получает- это просто нелепо. Еще «классика жанра» это дресс-код. Ну как на полном серьезе можно требовать от секретарши, чтобы она ходила на шпильках и в идеально белой блузке, если твой офис находится на пятом этаже заводского здания, без лифта, с выщербленными лестницами и пылью вокруг? А ведь требуют. Потому что «так положено». Так в книжках написано и в кино показано. И хоть об стену бейся, но до твоего начальника не дойдет, что и он не «Бриони» носит и офис у него не на Манхэттане. И вот за всю эту показуху тебе платить своими нервами, поломанными ногами и болящей спиной. А получать все равно будешь прожиточный минимум в лучшем случае с премией. Но все это не было бы так страшно и может, даже стало бы вполне терпимым, если бы не форма изложения претензий. В сфере обслуживания- это просто финиш. Над тобой стоит менеджер, которая сама прошла через все эти круги ада, чтобы получить повышение, и теперь, само собой, она будет по полной отрываться на тебе. «Дедовщина»- краеугольный камень межкарьерных отношений в этой стране. Чем ты выше, тем сильнее твои экзекуторские наклонности. Да даже если ты напрямую работаешь с непосредственным начальством, можно не обольщаться, что тебе вежливо укажут на ошибки. Наорут, разнесут в пух и прах, расскажут какой ты недоумок, а потом потащат на тренинг по «укреплению взаимопонимания в коллективе». И это- 99% работодателей. У которых совершенно нет уважения к работнику. Которые относятся к своим сотрудникам, как к стаду, расходному материалу. За счет которого можно самоутверждаться и пару раз в год затыкать его бесплатным алкоголем, чтобы не сильно возмущались. И это нор-ма. Такое отношение- стандарт, нечто общепринятое. И вся лицемерность «ах, наша корпоративная политика; ах, наш кодекс поведения» только усугубляют ситуацию. Не понимаю. Вот правда. То ли «предприниматели» среднего пошиба у нас такие непроходимо тупые, то ли их надуманная власть им так мозги туманит.
Конечно, не все так мрачно. Есть и нормальные, адекватные люди, и компании, которые с уважением относятся не только к ведущим специалистам, но и к самому низшему звену менеджеров. Но по сравнению с этой ордой необразованных, неграмотных руководителей их чудовищно мало. И от этого становится очень грустно. Потому что проблема уважительного отношения к работнику в конце концов сводится к проблеме уважительного отношения к человеческой личности. А это уже проблема не менеджмента, а общего культурного уровня страны.