"Нет, гром не грянул с небес когда пили ром как зверье.
Но нестерпимым стал блеск креста что мы южным зовем"
Ария
"Штиль" ЮЖНЫЙ КРЕСТ, без сомнения, является самым красивым созвездием южного полушария. Он лежит в Млечном Пути; четыре яркие звезды (α, β, γ и δ образуют хорошо очерченный контур креста, причем линия от Гаммы к Альфе указывает на Южный полюс мира. Именно эта фигура привлекла когда-то внимание спутников Магеллана, которые дали ей название Южного Креста. С XVI века созвездие Южный Крест служило ориентиром европейским мореплавателям, находящимся южнее экватора, подобно Полярной звезде в северном полушарии. В странах северного полушария, в том числе и в России, нельзя увидеть созвездие Южный Крест, хотя слышали о нем все. Оно описано в романах Жюля Верна, изображение созвездия Южный Крест красуется на государственных флагах Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран южного полушария.
Подробнее про историю созвездия.История Южного Креста одна из самых запутанных. На ней можно знакомиться историей исследований южного неба в эпоху Великих географических открытий.
В настоящее время Южный Крест можно наблюдать только южнее северного тропика, то есть ни в Европе, ни в Северной Африке он не виден. Однако из-за прецессии созвездие было доступно для наблюдений в Древней Греции и античные астрономы его прекрасно знали. Впрочем, они не выделяли его в специальное созвездие и включали состав Центавра; в частности, его звезды каталогизированы Птолемеем в "Альмагесте". Однако, как астеризм эта группа в древности выделялась; так, П.В.Щеглов утверждает, что Плиний называет его Троном Цезаря в честь Августа; однако, в его "Естественной истории" я не нашел подобного текста.
Во времена Птолемея Южный Крест еще можно было видеть в южных районах Европы и на севере Африки, но позже прецессионное движение неумолимо сдвигает его на юг.
Вопрос, был ли известен Южный Крест средневековым арабским астрономам, остается дискуссионным. Вообще-то арабы путешествовали глубоко на юг вдоль восточного побережья Африки, возможно, до самого экватора и южнее, но внимательно ли путешественники смотрели на ночное небо? приятно ли им было увидеть на небе столь антипатичный им христианский крест и не "просмотрели" ли они его из-за этой антипатии? рассказали ли они астрономам о своих наблюдениях? Вопросов много, но однозначных ответов на них я не видел.
Странным образом Южный Крест появляется у Данте в "Божественной комедии" ("Чистилище", I, 22-23). Это первая четверть XIV века и в общем-то не очень понятно, откуда поэт почерпнул сведения о созвездиях недоступного тогда полушария.
Я вправо, к остью, поднял взгляд очей,
И он пленился четырьмя звездами,
Чей отсвет первых озарял людей.
Казалось, твердь ликует их огнями;
О северная сирая страна,
Где их сверканье не горит над нами!
Критики считают, что они символизируют у Данте четыре древних, доевангельских, "природных" добродетели: мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Символизм, безусловно, есть, но это не отменяет того факта, астрономически дотошеный Данте не мог ограничиться только символизмом: он наверняка знал о созвездии!
В 1455 году португальский путешественник, венецианский дворянин и прирожденный авантюрист Альвизе (Луиджи, Алоизий) да Ка да Мосто (Alvise Cadamosto или Alvide da Ca' da Mosto) предпринял путешествие в северную Африку и добрался сухопутным путем до Зеленого Мыса и южнее до широты 12-13°. В отчете о путешествии (примерно 1470 год) указано, что да Мосто зарисовал шесть звезд, невидимых в северных широтах, которые предлагает назвать Южной Повозкой (по аналогии с Повозкой Большой Медведицы). Прилагаемый рисунок очень напоминает созвездие Южный Крест и звезды α и β Центавра (т.н. Указатели) рядом. Я не нашел этот рисунок, но желающие могут обратиться историческое общество The Hakluyt Society и заказать публикацию Second Series, Part I, 2/80, "The Voyages of Cadamosto / And Other Documents on Western Africa in the Second Half of the Fifteenth Century". Если получите, пришлите, пожалуйста, и мне!
Более точные зарисовки были сделаны Мастером Джоао (Maitre Joao), испанским навигатором, плававшим под португальским флагом, достигнувшим в 1500 году Бразилии под широтой -18°. На них узнаваем Южный Крест, а также две уже упоминавшиеся звезды Центавра, и созвездия Южный Треугольник и Муха. Путешественник в своих записях называет звезды Крестом ("la Crus"). Примерно в это же время достоверно описал эту группу южных звезд Америго Веспуччи (Amеrigo Vespucci) в 1501, давший ей имя «Миндаль» (как я понимаю, так называли нимб святых: Il Mandorla, фактически, термин религиозного итальянского искусства того времени).
Вообще, создается впечатление, что к началу XVI века корабелы уже хорошо знали этот астеризм. В 1514 году Джоао де Лисбоа (Joao de Lisboa) тщательно измерил координаты четырех звезд Креста; впрочем, эти измерения не афишировались и держались в секрете правительством Португалии из-за боязни морской конкуренции иностранных держав. В 1516 году Андреас Корсали (Andreas Corsali) опубликовал схему южного неба, включающую Южный Крест (используя "внешнюю проекцию", обычную для небесных глобусов, а не для карт - это внесло некоторую путаницу в издания, основанные на его схеме). Упоминает Крест спутник и хронист Магеллана Антонио Пигафетта (Antonio Pigafetta) в 1520 году.
Однако дело дошло до дела лишь к концу XVI века, когда за него взялся Петер Планциус. Зная о созвездии из описаний путешественников, но не имея подробной информации, Планциус предложил созвездие "как идею" в 1589 году, условно изобразив его и Южный Треугольник на своем небесном глобусе. Именно Планциус впервые выделил Южный Крест как целостный объект, а не просто группу звезд.
Как ни удивительно, астрономы и картографы еще не знали, что звезды Южного Креста давно занесены в каталог Птолемея. Лишь в 1590 английский математик Томас Худ (Thomas Hood) ассоциировал звезды созвездия с звездами в ногах Центавра "Альмагеста". Позднее по результатам наблюдений Хоутмана и Кейзера, Планциус уточнил расположение Южного Креста, сместив на 120 градусов на запад, и опубликовал новый вариант на глобусе 1598 года.
В дальнейшем Южный Крест фигурировал на глобусе Эмирье Молино (Emerie Mollineux) 1592 года; в «Уранометрии» Байера (1603) значится как часть Центавра, хотя и выделяется как астеризм под названием «Новый Крест»; на карте Якоба Барча 1624 года значится как созвездие.
Современное название созвездию предложил Августин Ройе (1679), и вот - вся честь и слава досталась ему: большинство источников приписывает честь изобретения созвездия Ройе. В частности, Фламмарион в популярной "Истории неба" (1872) указывает на авторство Ройе.
(с)