Настоящая любовь не проходит. Она навсегда остается в сердце. Просто со временем превращается во что-то теплое, жидкое и не такое острое. И это совсем не обязательно должна быть любовь к человеку.
Когда-то, в эпоху бытности наивной восторженной девочкой (впрочем, жизнь меня ничем не научила, и наивность моя никуда не делась) эти стихи вызывали во мне что-то… непередаваемое словами. Мне казалось, что это- истина, высшее Слово, откровение. Сейчас я вижу всю корявость, неуклюжесть. Местами- банальность, кое-где отсутствие ритма и рифмы. Достаю «Патронташ» с полки только если надо найти какую-то цитату. Не перечитываю стихи. Не рассматриваю «героическую живопись».
Собственно, так я о них и вспомнила- от бессонницы прокручивала в голове текст песни, и решила уточнить строчку. А до стеллажа можно дотянуться не вставая с кровати. И по прежнему во мне что-то екает. Наверное, уже больше от воспоминаний, чем от текстов.
«Патронташ»- первый сборник текстов, стихов и рисунков «Ночных Снайперов». Тогда еще- Сургановой и Арбениной. Стихи обозначены гордым словом «антипесни», авторство не разделено.
Все стихи- о женщинах и о разлуке. «Адресаты» стираются в строчках, исчезает человек, остается эмоция. И не важно, для кого это было написано- принять на свой счет может каждая. «Снайперам» всегда удавалось самыми простыми, почти грубыми словами поймать хрупкость момента. И фирменная «тоска навылет». За это я их полюбила. Каждый раз- как последний. Каждое стихотворение- как последнее. Словно сильнее ничего не будет…
Я никогда не перестану восхищаться- насколько сильно можно любить человека. Как изящно описать разлуку. И отбросив в сторону какие- либо заигрывания на лесбийскую тему, просто прочувствовать:
так можно любить только женщину.
Полный текст «Патронташа» можно найти
здесь. Тексты песен смело проматываем, кроме стихов еще можно глянуть забавное послесловие «Назвавшие себя»- но это совсем для любопытствующих.
А я хочу выложить пять своих самых любимых стихотворений из этого сборника:
Читатьсамое страшное
Самое страшное для меня в этом городе -
возвращаться домой, когда тебя там нет.
Я мечусь между чайником и уличным фонарем,
жадно впитываю, пожираю зрачками
темные силуэты, глядя в окно.
Опять не ты... не твоя походка, не твое пальто.
Уже поздно.
Если ты вернешься, то всяко уже не на автобусе.
И теперь я превратилась в слух.
Шуршат шины
подъезжающих машин:
не до... пере... - опять не ты. Снова курю. Совсем темно.
Фары, как ночные светлячки кормят меня надеждой.
Только бы ничего не случилось!
Как долго... как долго...
Но вот награда!
Я открываю дверь -
Ты...
Как долго...
круг
Я знаю, мы наверняка
С тобой расстанемся. Так просто -
Без мотовства и без погоста.
Расстанемся, ну, а пока -
Люби меня!
За то, что я,
А не другой.
За то, что бледный и худой,
Рассеянно распахнут дням,
За то, что глуп не по годам,
За то, что преданность, как бич,
(ее бы вымыть и подстричь),
Во мне, рожденная тобой,
Р-р-рычит, как пес сторожевой.
За то, что все к твоим ногам,
Moгу и больше, но не дам,
Не унесешь, боюсь, устанешь,
В углу тряпьем лежать оставишь,
За жемчуг слов в моих зубах,
За звон разорванных рубах
Во время танцев рук во тьме,
За то, что не был на войне,
За жидкость, что в тебе текла,
За хрупкость моего стекла...
Квадраты комнат растянулись
В круг монотонности годов...
Вокзал, перрон... не обернулась,
Ты хочешь новых городов.
Я знаю - мы наверняка
С тобою встретимся. Так просто -
Без рукопожатия и тоста.
Встретимся, ну, а пока
Я жду тебя!
невстреча
Успокойся,
пусть будет все как ее
Нажми на кнопку "стоп"
и выслушай меня живьем.
Предсессионный делирий
укрепляет дружбу блокнота с карандашом.
Отпечатком когда-то и где-то услышанных фраз
ляжет на струны все та же суть:
мы не виделись вечность.
Расскажи,
как жилось тебе
в обклеенных обоями стенах,
под небом белил,
под солнцем люстры,
чьи окна ласкали твой взгляд?
И все-таки
кто из нас тогда оказался прав:
тот, кто оберегал другого от светских речей,
не утомляя ни словом, ни телом,
не зажигая под вечер свечей,
или марающий мелом
асфальт под окном
и солнечным ветром,
звенящий о том,
что скоро погасят на улицах свет -
время гулять, почему бы и нет?
Скажи,
как жилось тебе,
хватая воздух ртом,
не касаясь перил,
дырявя вены с верою в то,
что завтра где-то
за гранью полей
ты сможешь успеть
и вернуться к ней...
Но тщетны попытки
сделать полет из паденья,
когда на завтрак тебя
поджидает варенье.
можно закрыть дверь
Можно закрыть дверь, не сказав тебе "все".
Спуститься по лестнице, чувствуя каждый шаг.
Выйти на улицу и повести плечом.
От существа свободы заноет сердце, а в такт
движению век вольется ночной рассвет
в мое одиночество суммой случайных встреч.
Классики иногда слишком явно лгут,
поэтому мало кто их способен беречь.
Но прохладно. Извне температура дна
эмигрирует вглубь горячего "ты, казуистика, скажешь"?
Родная, одна ты сумела себя отдать волшебству простоты.
Остается время, чтобы закрыть глаза.
Лечь лицом на ладони свои (гак, увы, верней).
И вспомнить, как безупречно-тонка
была шея ее в кольцах минувших дней.
ночное
Мимо глаз летят рыбы и птицы.
Мне душно и мутно,
Но кто сказал, что ночью нужно спать?
Ты возвращаешься и молчишь, так тихо!
Мы ходим и дышим.
Но кто сказал, что ночью нужно спать?
В углах моей комнаты пыль и покой.
Зимние песни, тайны кошки в подъезде.
Но кто сказал, что ночью нужно спать?
Я жгу весну и осторожно
мысли пускаю вовне. Много улиц.
Как много мостов и солнца - красиво!
Но кто сказал, что ночью нужно спать?
Мы вместе входили в метро, мы были в реке.
И ты никогда не возьмешь мою руку в свою.
Но кто сказал, что ночью нужно спать?
На деревьях в этом году много плодов,
И терпение вечно, когда ты желанен,
как Парк Динозавров.
Но кто сказал, что ночью нужно спать?
Время идет. Я не хочу закрывать глаза!
И мне интересно - будет ли теплой твоя рука,
когда ты закроешь их мне.
Найди того, кто сказал, что ночью нужно спать.