Фландрия, примерно 1612 год.
Если честно, я эту картину в Эрмитаже не помню. Не в последнюю очередь потому, что Рубенс не относится к числу моих любимых живописцев. Но наткнувшись на репродукцию этого полотна в наборе открыток «Западноевропейская живопись в Эримитаже», я крепко задумалась. Ну, точнее, сначала я была в шоке, а вот потом уже крепко задумалась. Молодая женщина прекрасных форм кормит грудью атлетичного старика. Как-то это странно. И даже, не побоюсь этого слова, подозрительно. Возможно, такое впечатление складывается из-за излишнего натурализма и некоторой «животности», присущих работам Рубенса. Мысль о том, что это могут быть отец и дочь даже не посетила мою голову. Тем не менее, это именно так.
Данное полотно — иллюстрация истории римлянина Кимона и его дочери Перо. Изначально изложенная римским писателем Валерием Максимом, в сборнике, предназначенном для обучения в школах ораторов, эта легенда гласит, что римлянин Кимон за некое преступление был осужден на голодную смерть. Согласно некоторым источникам, такой смерти подвергали только знатных граждан, следовательно Кимон был не каким-то там простолюдином, а патрицием. Его дочери Перо разрешили приходить к отцу каждый день и ухаживать за ним. Через какое-то время власти насторожил факт того, что Кимон все еще жив, несмотря на заключение без пищи. Тут тюремщики спохватились, проследили за Перо и обнаружили, что дочь подкармливает отца грудным молоком. И даже несмотря на то, что подобный акт рассматривался как инцест и кровосмешение, судей тронуло самопожертвование и забота дочери об отце, и Перо и Кимон получили помилование и свободу.
Довольно своеобразный сюжет на мой вкус, тем не менее, Рубенс обращался к нему дважды. Второе полотно датируется 1630 годом и хранится в музее Амстердама. Там уже акценты смещены, и Кимон предстает алчущим старцем, а Перо страдающей жертвовательницей. Кроме того, этот сюжет можно встретить так же и в творчестве других живописцев.
Отмечу только фреску в Помпеях, датируемую предположительно первым веком н.э., что доказывает древность этого сюжета.

Кимон и Перо, 1630 год

Фреска, Помпеи, I век н.э.