«Не отпускай меня»
И еще один фильм в копилку «а-ля британских фильмов с Кирой Найтли».
Человечество всегда любила пококетничать на тему «все мы всего лишь животные», а фантастов-антиутопистов хлебом не корми, как дай сочинить побасенку про очередной человеческий «питомник». Но самый смак, конечно, когда люди «выращивают» людей. Это сразу придает повествованию философский налет и дает лишний повод порассуждать о проблемах клонирования, морали и человечности. Действие фильма происходит в условно-альтернативной реальности. Человечество сделало гигантский прорыв в медицине и нашло способ продлевать жизнь до ста лет. Способ, правда, несколько, экстравагантный. В специальных заведениях выращивают детей, которые по достижении совершеннолетия становятся донорами органов. То есть их попросту «распиливают» во благо человечества. Выращивают будущих доноров в абсолютно стерильной среде, неприспособленными к жизни в реальном мире и все это напоминает овец на убой. Историю трех таких детей и их взаимоотношений нам и поведают.
Фильмы, которые начинаются с кадров медицинской операции, всегда настраивают на серьезно-меланхоличный лад. И серьезности и меланхоличности будет предостаточно. Сначала нам показывают интернат, бесхитростные желания молодых «овечек» их довольно унылое существование и порой даже легкую тень сожаления в глазах обслуживающего персонала. Со сцен детства начинаешь ожидать какую-то тайну. Недоговорки, умолчания, намеки. И весь фильм кажется что вот-вот, еще немного и тебе раскроют какой-то большой секрет, но ничего подобного не случается. С большим трудом, но удается сложить картину системы донорства органов, но она оказывается слишком уж примитивной для того напряжения, которое усиленно навязывают зрителю. Еще с трети фильма становится ясно, что выхода нет, а они все продолжают его искать. Весь фильм меня мучил один-единственный вопрос. Почему они просто не драпанут? Если судить по фильму, то их особо никто и не «пас». Открыл дверь, вышел- и живи себе, спрятавшись в какой-нибудь глубинке. Но нет. Герои продолжают упорно сидеть на месте и ждать когда прозвенит их «звоночек», когда из них вырежут первый, второй, а если выживут, то и третий орган. Объяснение, которое дается в фильме, слишком уж неубедительно. Все, кто пытался уйти, погибали, потому что не знали, как жить в окружающем мире за пределами созданных для них «заповедников». Но они ведь не аутетики? Умеют читать, писать, мыть посуду. Вполне себе нормальные люди. Не знают, что заказать в кафе? Так это вопрос выбора, опыта и смелости. А не сдерживающих их оков. Как я поняла, дело в их «овечьем» воспитании. Им просто не приходит в голову, что можно уйти. Но неубедительно это передано. Они постоянно рассуждают о том, что было бы, если бы, но никто не хочет перешагнуть порог. Ну глупо. Откровенно глупо. Даже не с точки зрения поведения персонажей, а подхода режиссера. Убеди зрителя, покажи, почему они так поступают. И это один из глубочайших провалов фильма.
Все самое экшеновое в этом фильме показано в трэйлере. На деле не будет таких страстей, такого размаха и такой событийности, как ожидаешь, начиная просмотр. Ну а с момента взросления персонажей, становится чересчур много трогательности. Отдельно доставил первый секс двух инвалидов (физического и морального) в больничной палате. Слезодавка какая-то, а не сцена.
И когда герои идут за ответом, момент, который должен стать кульминацией фильма не вызывает ничего, кроме «я так и знала». Не будет великой разгадки, которой так ждешь. Да и финал довольно предсказуем. По большому счету, история оканчивается ни чем. Очередной вывод про бесчеловечность человечества и его неспособность осознать ценность жизни.
И все же, этот фильм заставляет задуматься, хоть и возникает ощущение, что все слишком поверхностно для тех тем, которые поднимаются. И я нашла объяснение! Почему мне упорно казалось, что история больше, глобальней и не может быть эта сложная система так упрощена. Оказывается, это экранизация одноименного романа. Причем, романа японца Кадзуо Исигуро. Имя мне ни о чем не говорит, но я представляю, как сильно эта история должна звучать «в устах» современного японского писателя. На удивление, после подобной далеко не самой удачной экранизации, у меня возникло желание прочесть книгу. Понять, как надо было воспитать этих детей, чтобы они не хотели уйти. Найти ответы на то, что я не поняла в фильме. И действительно воспринять те сложные и глобальные вопросы, которые так мельком промелькнули в фильме.